Российские отаку.
В сети очень много обзоров, статей и прочих измышлений на тему что такое аниме и какое оно бывает, и крайне мало информации о том, кто остается по другую сторону экрана. Нет, речь идет не о режиссерах, продюсерах, издателях, а о зрителях. То бишь о нас с вами, дорогие отаку. В самом деле, какой он, российский отаку? С чего начинал, почему «подсел», чем живет и дышит сия гипотетическая личность?
Впрочем, как мы сейчас убедимся, не такая уж и гипотетическая…
Отаку не рождаются….
Пардон за банальное начало, ими становятся. Штатовское кино и мультфильмы, сколько их не смотри, и каковым забиты официальные телеканалы, рано или поздно приедается. На сегодняшний день голливуд и дисней попросту изжили себя. Наблюдается процесс варения в собственном соку и наглого самокопирования. Применительно к кино обрыдло наблюдать, как один и тот же сюжет с завидной периодичностью кочует из фильма в фильм, меняется лишь бюджет, название фильма да рожи актеров.
С мультипликацией в стране желтого дьявола ничуть не лучше, чем с фильмами [1]. Из мультика в мультик кочует один шаблон, постулируются убогонькие ценности, изрекаются исполнение пафоса банальные реплики… сама же технология американской мультипликации остается незыблемой со времен даже не «Аладдина», а пожалуй, «Бемби». Отличаются спецэффекты, не более того. Про навязшую в зубах политкорректность американского кино и мультиков говорить не буду, янкенсы всех достали своим патриотизмом, равенством и иллюзией братства.
Конечно, на США свет клином не сошелся. Есть еще и европейское кино, где нет-нет да встречаются достойные фильмы, ну да их, увы, не много. Именно эти фильмы и смотрит взыскательный зритель, периодически обращая пытливый взор на новинки японского проката, в последнее время радующего неординарными фильмами — одна «Королевская Битва» чего стоит. А где японские фильмы, там и аниме…
Как показывает безжалостная практика, в аниму приходят от и з б ы т к а. Зрителю хочется чего-то д р у г о г о. Однако, поделки диснея и иже с ними примечательны тем, что с них начинало большинство современных анимешников, особенно — «лица младшего и среднего школьного возраста».
С чем у вас ассоциируется аниме? Старшее поколение, в том числе автор и его сверстники, а также админ нашего сайта, при упоминании всуе слова «аниме» вспоминают не расыуыфреную видеокассету с прилизанными красавчиками или экзотической животиной на обложке, не дорогущий ДВД-диск, а пыльный видеосалон. Скорее даже видеобудку, оборудованную на скорую руку в подвале покосившейся хрущевки или в фойе разваливающегося ДК культуры, гундосый перевод и сипение за кадром, какие-то непривычные названия вроде «Макросс» или «Человек линза и сила линз».
Следовательно, до аниме нужно д о з р е т ь. Разумеется, велик процент тех, кто увидев в первый раз японскую анимацию постепенно проникся и стал отаку, но это скорее исключение, чем правило. Тут уж кому как повезет.
Нам вот слегка повезло. В разгар видеобума, пришедшегося на мрачное начало девяностых, крутили не диснея, а аниму. Правда, мало кто в Ростове и его окрестностях тогда это понял и придал значение.
Потом везение кончилось, и до нас, как некогда Чингизхан, Мамай и Гитлер, добрался дисней, а анима, соответственно, помаленьку зачахла и исчезла. Но некоторые успели ее увидеть, и до сих пор приятно сознавать, что в н а ч а л е был все-таки макрос и роботех, а не пиноккио с русалочкой…
Согласен, не во всех градах и весях кинематографизация шла по такому сценарию, а кое-где и не шла вообще. Обычно бывало с точностью до наоборот — сначала дисней, потом, спустя годов так несколько, — аниме.
Аниме все возрасты покорны.
Итак, аниме. Его традиционно делят не только по жанрам, но и по возрастным группам, на каковые сии жанры изначально ориентированы разработчиками. Дескать, это для девушек, то — для мужчин, это — для дам, а то — вообще для девочек-подростков.
Так, жанр махо-седзе (mahou shoujo), дословно — «девушки-волшебницы», предназначается для особей женского пола, и соответственно, повествует о злоключениях этих самых девушек. Хрестоматийный пример — Sailor Moon и Magic Knight Rayearth . Ярким образчиком “мужской” аниме может служить Cowboy Bebop или Trigun. Впрочем, и то и другое попадает в разряд космических вестернов.
В большинстве случаев такая градация соблюдается и на родине слонов, но поскольку у нас исторически обожают ставить все с ног на голову, то наблюдается поразительный разброд и шатание. Дамы пост-бальзаковского возраста прутся с Sailor Moon, девочки фанатеют с вышеупомянутых тригана и бибобов, восьмилетний пацан с пеной у рта в энный раз пересматривает Akira и DarkSideBlues…
Словом, полная вакханалия, лишний раз доказывающая, что на вкус и цвет товарищей нет. Эксцессы заходят так далеко, что мне иногда кажется, будто общепринятой классификации придерживаются только разработчики аниме при ее создании, но отнюдь не зрители.
Каждого озаряет по-своему. Кого-то на манер ньютона яблоком по буйной головушке стукает, другой в ване бултыхается, матерно вспоминая Архимеда, я же окончательно убедился в том, что о вкусах не спорят … прозаически едя в автобусе. Случайно услышал разговор двух симпатичных девчушек, беззастенчиво обсуждавших новинку нашего видеобазара. Не скупясь на восторженные эпитеты, девушки вспоминали милейший фильм с романтическим названием DemonWarriorKoji…
В этом кроется еще одна черта российского отаку, особенно ярко проявляющаяся на фоне хронического отсутствия аниме, а именно — в с е я д н о с т ь. Человеку может не нравится что-то, но хоть раз он это что-то посмотрит, поскольку выбирать, особенно в отдаленных уголках нашей просторной страны особо не из чего.
Если же выбор есть, то наблюдается интересная тенденция — приверженность той или иной группы людей к тому или иному виду анимы. Не даром в свое время упорно твердили, что бытие определяет сознание, и в соответствии с modus vivendi [2] человека, жизненными пристрастиями и увлечениями смотрится анима.
В профессиональном разрезе расклад примерно такой.
Компьютерщики, особенно продвинутые и задвинутые, предпочитают киберпанк типа Serial Experiments Lain и Hand Maid May, равно как и классические шедевры вроде Ghost in the Shell и Cyber City Odeo, совмещая и чередуя просмотр с книгами Лукьяненко и Тюрина.
Работники милиции поинтеллектуальнее, у которых помимо следа от фуражки есть и другие извилины, приходят в восторг от Dominion Tank Police и Mad Bull 34. Неудивительно — Dominion привлекает по части методов дознания и обще брутального антуража, и, как ни парадоксально, дает знающим людям прекрасную возможность словесно «попинать» сиволапость рисованных полицаев. В нашем отечестве «разговорчивости» подозреваемого на стадии предварительного следствия добиваются более галантными методами, удается обойтись без гранат во рту и метания ножей в распятого на центрифуге потерпевшего. В ходе обсуждения «танковой полиции» с моими бывшими сокурсниками, выяснилось, что футуристические стражи порядка работать попросту не умеют, потому что с помощью обычного валенка или носка с песком можно так отмудохать человека, что он расскажет даже то, чего не знал и знать н е м о г. И в отличие от киношных коллег, без характерных следов на теле…
Mad Bull 34 интересен полицейскими буднями и реализмом-на-крови, несколько меньшей популярностью пользуется Hyper Police. Видимо потому, что позволяет поразмыслить о том, как будут выглядеть гаишники лет эдак через 200.
Толкинисты и адедешники [3] традиционно отдают пальму первенства Record of Lodoss War и Escaflowne, хотя на мой взгляд эти сериалы ближе скорее к Перумову, нежели к оригинальному Толкиену. Далее, по нисходящей, следуют Slayers, уступающие протяженностью разве что мексиканским сериалам, и завершается список фентезийных пристрастий новомодный Orphen.
Многое зависит и от образования. Показательно, что имеющие за плечами диплом технического вуза или на худой конец, техникума, не равнодушны к Sci-Fi (сай-фай, любая анима с претензиями на научную фантастику или ординарная космическая опера) и смотрят OutLaw Star или Nadesico прям-таки повизгивая от восторга. Еще технари обожают меху, то есть, грубо говоря, аниму про роботов здоровых, хлипких и разных. На этом этапе к просмотру подключаются военные, не чающие души в Evangelion-е, Buble Gum Crisis-е, а в последнее время еще и Gasaraki.
Гуманитарии же предпочитают так называемый steampunk. Ежели дословно перевести с англицкого, выходит малопонятное паропанк. Это, как правило, фильмы, ставящие во главу угла альтернативные вселенные и жизнь в оных. Интрига раскручивается преимущественно в начале 20-х, но вот б ы т эпохи кардинально отличается от классического начала столетия.
Основных подхода два. Первый — создатели лихо добавляют в 19 или 20 век роботов, и зашибись. За примером далеко ходить не надо, сразу вспоминается Orgus. Второй подход — внедрение в современность средневековья и наоборот, причудливая и юморная мешанина расс, времен и технологий. Вот и получается — эльфийка бьет без промаха из …раилгана (!), гном злорадно потрясает АК-177 [4], маг на ревущем мотоцикле кастит в ночи семиэтажные спелы… Получается крайне здорово, только вот такие произведения встречаются очень редко, их можно буквально перечислить по пальцам; увы, с лихвой хватит одной руки…
И завершают разговор неординарные аниме фильмы, обычно носящие статус культовых. Их нельзя полностью понять за один просмотр (особенно — DarkSideBlues), но они дают вместо некоей постулируемой истины богатейшую пищу для размышлений. Как раз тот случай, когда мнений о фильме столько же, сколько зрителей. А иногда и больше…
Несложно догадаться, самая малочисленная категория… Это Akira, DarkSideBlues, Wolf Brigade, Wind of Amnesia, Memories, Wings of Honneamise, и пожалуй, Hakkeden. Априори выходит, что их смотрят в с е. Только одних хватает на первые 15 минут, а других — на 15 раз. И более…[5]
Можно сделать еще один интересный вывод. Российский отаку — отаку задумчивый, пресыщенный жиденькой кашицей обывательской массовой культуры, а алчущий нечто более
в о з в ы ш е н н о г о.
А оно, это сакраментальное возвышенное, с первого раза безусловно интересно и маняще, но обычно малопонятно. Именно в процессе обретения понимания человек и совершенствуется как личность. Так что знаменитый Дарвин, а вслед за ним и совковая интеллигенция, уныло вторящие догму «труд сделал из обезьяны человека», как мне кажется, попали аккурат пальцем в небо.
Если уж мы с вами и произошли от волосатых приматов, то это прежде всего — заслуга нашего р а з у м а, а не мускулатуры. Мускулы помогли выжить в начале, на заре времени, сила освободила дорогу у м у, а ум уж двигал эволюцию дальше…
Курьезы.
Конечно же, речь пойдет об анимешных курьезах, сиречь — досадных казусов, связанных с аниме и его описанием в средствах массовой информации. Курьезы, и не только анимешные, случаются преимущественно от недостатка знания у журналистов и всосанной с материнским молоком привычки рубить с плеча, издержки самомнения и недостатки образования.
И получается сплошная лепота и загляденье… Так, после уничтожения прикормленным царем зверей семьи Берберовых в одной столичной газете, решившей описать схожую трагедию, промелькнула фраза —цитирую дословно — «Тигр от ярости вспотел». На следующий день в редакцию начали мешками приходить письма от зоологов и просто натуралистов-любителей, где весьма обоснованно доказывалось, что у тигра н е т потовых желез, и посему потеть оная зверюга не может при всем желании …
Матерые советские главреды относились к подобным ляпам с философским стоицизмом. Находили крайних в лице корректора или наборщика, в крайних случаях давали автору от ворот поворот. Елико возможно, спускали на тормозах, попутно сводя счеты с неугодными.
Да только не всегда получалось. Бывали курьезы и похлеще. В далеком 1942 году скромные труженики одной крупной столичной газеты умудрились пропустить букву «л» в словосочетании «главнокомандующий Жуков». Представляете последствия?
Вся редколлегия в полном составе, от уборщицы до главвреда, была незамедлительно признана английскими шпионами и благополучно отправилась на сахалин обживать тамошнюю зону… Где, по слухам, выпускали очень неплохую стенгазету.
Умиляет наивненькая позиция некоторых современных журналистов, пытающихся с маху разъяснить такой сложнейший феномен как аниме, при том, что пишущая братия подчас весьма слабо представляет, с ч е м их столкнула судьба-злодейка. Но редактор сказал надо, а журналист ответил «есть»…
И вот в одной ростовской газете нежданно-негаданно появилась статья об аниме. Автор писал о Armitage Polymatrix, основываясь явно на пиратском релизе, образец какового и прилагался. Поднеся газетенку поближе к глазам, можно было различить слово «матрица» на обложке и выгнувшуюся дугой полуголую деваху. Рядом шел текст обзора.
Пикантность ситуации заключалась в том, что господа пираты кастрировали название, вынеся на обложку расфуфыренной видеокассеты только слоган «матрица», без всяких там армитажей. И автор купился!
И накропал обзор по ф и л ь м у «Матрица», свято веря, что пишет о схожем мультфильме, кое-где оговариваясь, что япошки сварганили неплохую мультипликационную версию фильма. — я намерено использую авторскую терминологию, что бы вкратце передать вам содержание того гнуснопрославленного опуса.
Выводы? Во-первых, автор не знает, что такое аниме, раз ставит ее на одну доску с мультикам. Во-вторых, невежа даже не удосужилась посмотреть предмет статьи! Без комментариев — дальше ехать некуда….
Словно в старые добрые времена отечественной образованщины. Впрочем, не удивительно, поскольку в редакциях печатных изданий обитает много людей, начинавших карьеру гиены пера еще во времена Брежнева, а то и вовсе Никиты Сергеевича …
Иногда, некоторым талантливым людям удается работать по принципу «Я не читал, но я скажу!». Но для этого нужно великолепно разбираться в тематике. Один из наших преподавателей грешил таким подходом. Проглядывал только оглавление, почитывал пару листов курсовой или диплома, после чего указывал на ошибки. С 20-летним опытом преподавательской деятельности можно себе и не такое позволить, и потом, дальше студентов сей метод не применялся. Удивительно, как он не рехнулся с нами, варнаками… Но к журналистике такой поверхностный подход однозначно не применим.
Думаете, ляпы совершают только провинциалы? Не чуть не бывало, и тому есть хороший пример из новейшей истории, правда, не такой грубый, но все же, все же… Сказывается незнание предмета, имя которому — аниме.
Некоторое время назад по каналу НТВ в передаче «Намедни» (или «Времечко?» черт, точно не помню…) наряду с другими новостями мимоходом упомянули немецкий кинофестиваль. Ведущий с выражением безмерного удивления на лице говорит, что новый фильм «Sen to Chihiro no Kamikakushi» какого-то «малоизвестного режиссера» Миязаки получил аж две высших награды. И долго удивляется — как так? Какой-то мультик обскакал полнометражные фильмы? Не бывалое дело.
Ну что тут сказать? Перефразируем высказывание времен СССР — «узок круг этих репортеров».
Послесловие.
Только поставив последнюю точку в конце статьи, я понял, какую огромную тему затронул. До много, каюсь, руки не дошли, не хватило времени и сил описать бытие российских яойщиков (черная краска кончилась ))) , остался не рассмотренным хентай, не хватило духу обрисовать примеры великолепной соображали доморощенных отаку вроде использования перевода с кассеты для просмотра ДВД, развешивание на стенах подъезда манги по бастарду в формате А3— и много чего еще…
Никто не в силах объять необъятное, аминь. О российских отаку можно написать многотомные энциклопедии, было бы желание. Именно поэтому мы и создали эту рубрику, поскольку в рамках даже серии статей сей феномен охватить невозможно. И одному эту ношу тащить невозможно.
Вы наверняка заметили, что в тексте статьи сплошь и рядом фигурирует Ростов-на-Дону. Я придерживаюсь мнения, что журналист должен исповедовать «принцип чукчи», то есть работать по принципу «что вижу, то пою». Я живу в Ростове, стараюсь держать глаза и уши широко открытыми, вот и делюсь своими наблюдениями.
А вы живете в другом городе. Допустим, вы разделяете мое мнение, или, более вероятно, не согласны с ним. Ну так выберите время и напишите. Черкните пару строк о анимешниках своего города, изложите собственное мнение. Уверен, ваш опыт и мировосприятие отличаются от нашего, а потому, безусловно, интересен любознательному читателю. В конце концов, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Комментарии.
Куда ж без них… …Тем, кто интересует только анимой, дальше лучше не читать, потому что разговор пойдет не о романтической аниме, а о насквозь приземленной прозе жизни.
Итак… Все изложенное в статье ни коим образом не является истиной в последней инстанции. Таких истин не бывает вообще, хотя многие и утверждают обратное… Автор изложил свои наблюдения, не более того. Вполне возможно, что в других уголках нашей все еще не объятой отчизны становление и развитие отаку шло и н а ч е, и пришло к другим результатам.
Далее, вы можете подумать, что автор излишне критически относится к советскому периоду истории нашей страны. И образование он хает, и журналистов, гад, забижает…
Отнюдь. Прежде всего, образование. Принято заслужено хвалить былое качество отечественного образования, уточним объективности ради — качество т е х н и ч е с к о г о образования. Достойно отдельного теплого слова качество вузовского образования. Учили на совесть, без скидок и поблажек, хотя и не везде…
А вот гуманитарное образование у нас всегда оставляло, мягко говоря, желать лучшего. Встречали ли вы, уважаемый читатель, человека, который бы сносно выучил иностранный язык в советской школе?
И я не встречал. Те же, кто бьет себя кулаком в грудь и кричит «Я!» учил язык либо при подготовке к поступлению в вуз с репетиторами и/или без таковых, либо у человека было хобби, т р е б у ю щ е е знание языка. Компьютеры, к примеру, или искусствоведение. Единственное исключение — спецшколы и школы с языковым уклоном, ну да оно лишь подтверждает общее правило.
И второй камень в огород совкового образования. История зарубежных стран в школе начиналась с французской революции, в университете — со времен восстания Спартака. Понимаете ли, первое восстание масс против эксплуататоров… К тому же, куцую подачку отцензуренного материала обильно разбавляли идеологией марксизма-ленинизма, цепляя ее решительно ко всему, что движется. Особенно доставалось истории России.
Теперь об истории с семьей Берберовых. Сам не застал, меня тогда еще на свете не было, но одно время эта семейка прославилась на весь союз. И было чем: держали в квартире льва со львицей. Вдумайтесь: обычная советская семья, две небольшие комнаты в пятиэтажке. Летом у львицы началась течка, лев приревновал к ползающему рядом ребенку… И нет больше семьи Берберовых.
Вроде бы их пример — другим наука, как говаривал Пушкин, но какое там! Нашлись идиоты, решившие учинить подобное общежитие, только с тигром. Результат, как вы понимаете, оказался тем же…
Потому и привел сию печальную историю в номинации курьезов. Держать в доме хищника само по себе курьез (если не сказать дебелизм), и при написании эпитафии тоже случился курьез…хотя тут не смеяться, плакать надо. Грустна ирония судьбы, грустная история… которая имеет дурную привычку повторятся и в наше беспутное время. «Потерялся милый бультерьерчик, нашедшему — царствие небесное».
Напоследок. Вам может показаться странным, что я не назвал газету, совершившую непростительную ошибку. Я не люблю лезть в воду, не зная броду, а первоисточник найти не удалось, не взирая на все приложенные усилия.
Зато нашлось аж семь свидетелей, читавших эту газету, и пришлось работать с их слов. Поскольку половина очевидцев не знала о существовании другой половины и не была знакома между собой, я пришел к выводу что такая история м о г л а случится, и осмелился пойти на компромисс. Курьез упомянуть, но, за отсутствием первоисточника детальной информации не давать. Появится — вернемся к этой теме.
До новых встреч.