История Японии восходит до седой древности; она начинается завоеванием страны. Откуда народ пришел и какого он происхождения, не установлено точно, но несомненный монгольский тип указывает на его азиатское происхождение. Вероятно, японцы происходят из гористых местностей южного Китая, где еще и ныне живут храбрые и интеллигентные племена, и прибыли через Корею на южнейший японский остров Киусиу, где они обосновались и начали покорение страны. Старинное население — айносы, народ неизвестного происхождения, в противоположность монгольской расе, рослый и крепко сложенный, с телом, обильно покрытым волосами, мягкий и добродушный, оказал тем не менее столь храброе и упорное сопротивление, что прошло более тысячелетия, прежде чем японцы сделались действительными господами страны. В настоящее время на острове Иезо и ближайших Курильских островах живут еще в жалком состоянии 17 тыс. айносов и окончательное их исчезновение, при развитии современной культуры, представляется лишь вопросом времени.
Пять могучих богов, по древнему сказанию, владели вселенной. Судьбою же вновь созданной земли распоряжались семь божественных управлений, Такамагахара. Самая младшая пара этих богов, Изанаги и Изана-ми, послали свою дочь богиню солнца Аматеразу на землю и она сделалась родоначальницей пяти земных богов или героев. Один из них, по имени Хиконагисатаке, получил предсказание, что его потомство будет вечно владеть японскими островами, и он основывает свое владычество на острове Киусиу путем покорения его коренных племен.
Древнейшей религией японцев является шинтоизм; в нем коренится основание их семейной жизни и могущество рода властителей. Предкам Тенно, происходящим от богов, воздавались божественные почести в богато украшенных храмах, но и живой государь почитался, как бог. В каждом семействе был устроен домашний алтарь духам умерших родственников, их память почиталась всячески, в особенности таких умер-ших, которые при жизни совершили достойное почитания деяние и смер-тью за отечество преподали хороший пример живущим. Еще и ныне духи умерших при ежегодном праздновании их памяти посещают своих родственников и торжественно встречаются празднично одетыми членами семьи. На украшенном алтаре зажигается благовонное дерево, чтобы почтить дорогих умерших. На прощание устраиваются большие фейервер-ки, и все дома освещаются фонарями.
Шинтоистская религия не знает религиозного или нравственного учения, шинтоистский жрец должен лишь совершать жертвоприношение в храмах, но несомненно, что эта религия, благодаря культу семьи и почитанию великих умерших, могла оказывать только благотворное вли-яние на нравственные воззрения народа.
Жители Японии, подданные Императора, в течение многих столетий беспрерывно и без вмешательства извне населяли архипелаг. В силу этого семьи их тесно слились и смешались между собой, образовав расу, поражающую своими особенностями. Следует отметить тот факт, что Императорская фамилия стояла в самом центре этого национального процесса общей ассимиляции, а поэтому можно сказать, что Императорская кровь течет в жилах всех японцев, которые, таким образом, имеют родство друг с другом и происходят от одного предка. Этим общим предком, вернее, прародительницей, является Аматэрасу-Оомиками.