Трогательный комплекс [2007]
Lovely Complex
Love Com
LoveCom
Производство: Япония
Жанр: комедия, романтика, сёдзё
Тип: ТВ (24 эп.), 25 мин.
Трансляция: c 07.04.2007 по 29.09.2007
Выпуск в 17:30 [утренний сеанс] на TBS
Режиссёр: Уда Коносукэ
Снято по манге: Трогательный комплекс
Автор оригинала: Накахара Ая
Рецензия:
Комикс по своей природе крайне условен, в то время как кино (коего разновидностью является и аниме) требует реализма. В противном случае выходит что-то вроде балаганного представления — зрелища, любимого народом во время ярмарок. Это яркий, живой спектакль традиционных кукольных масок-характеров, с непременными ёрными шуточками и избиением отрицательных персонажей дубиной. Если на место избиваемого поставить персонажа положительного, получится столь же традиционный японский сёнэн вроде Love Hina. Такое зрелище может распотешить, но никогда — захватить, поэтому может производиться в бесконечном количестве глав/серий. Создатели Lovely Complex, видимо, хорошо это понимали — и на всем протяжении фильма нам не встретятся олухи, улетающие за горизонт от затрещины, и мегатонные взрывы, обращающие школу в развалины… до следующей серии. Степень условности доходит лишь до наплаканной героиней лужи слез.
Таким образом, ничто не сбивает зрителя с правильного настроя, и достаточно опереточная фабула заглатывается на одном дыхании, отторгая в виде отрыжки только полторы серии с никому не интересными историями второстепенных персонажей. Все-таки создатели фильма не смогли не сделать пару реверансов в сторону комикса, как своего прародителя, пусть даже это нарушило достигнутый уровень действа! Уровень, близкий уже не к манге, а к драматическому театру, где движущей силой сюжета являются в первую очередь характеры персонажей. Если действие, как часто бывает в традиционном аниме, происходит не из-за них, а по каким-то внешним причинам, оно не развивается и ни к чему не ведет (в этом — абсолютное зло филлеров). Как следствие, на сцене постоянно должны быть главные герои — вживую или через обстоятельства, требующие такой же немедленной ответной реакции, как если бы этот персонаж находился рядом (ну, к примеру, известие о том, что он заболел… или новость о его бывшей девушке!). Там, где этот общепринятый для театральной постановки стандарт выдерживается, из японского аниме-сериала, как цыпленок из яйца, вдруг начинает вылупляться произведение доподлинно того жанра, который его и обозначает в коммерческом прейскуранте. «Драма» становится вдруг драмой, а не сборищем мелодраматических штампов, как в сёдзё, а «комедия» — комедией, а не балаганным шоу, как в сёнэнах. И в тогда мы можем смело обозначить жанр Lovely Complex не как экзотическое для нашего слуха «сёдзё» или «сёнэн», а как знакомый по многим нашим старым фильмам жанр лирической комедии — ну, к примеру, «Неподдающиеся» или «Девчата».
Слово «лирическая» здесь по праву на первом месте, отодвигая собственно «комедию» на второй план. Почему? Да потому, что в этой комедии присутствует такой редкий для японского аниме гость, как сердечная ирония, которая позволяет взглянуть на персонажей немножко со стороны (что так необходимо для комедии!), но при этом не терять с ними эмоционального контакта (проще говоря, продолжать им сопереживать, несмотря ни на какие их проделки)! Правда, такая позиция несколько сбивает с толку девушек, привыкших впрямую отождествлять себя с героиней — здесь же они вместе с этой героиней публично (и порой весьма ехидно!) обсуждаются, что для многих похуже стриптиза! А почва для пересудов тут — лучше не придумать: героиня данного сериала, Риса Коидзуми — личность яркая и даже выдающаяся (особенно ростом!). Люди с таким характером и темпераментом (и, опять же, ростом!) всегда вызывают интерес, а уж их личная жизнь — в особенности. Ну а если ее избранником становиться такая же неординарная личность противоположного пола… Тут и цирка не надо! В самом деле, сколько можно мусолить этот классический клоунский дуэт — рыжий и белый… То ли дело, когда встречаются два рыжих! И повод для недоразумений между ними, на первый взгляд, тоже вполне клоунский — разница в росте… Смешно ведь — дли-инная девица, а рядом — малю-юсенький паренёк! Смешно, конечно... всем, кроме них самих. Но — хоть ты тресни! — а они все время почему-то оказываются рядом, и каждый раз — ну хоть ты еще раз тресни! — начинается настоящая клоунада! Ну, не могут они оставить друг друга в покое, не получается почему-то… Почему? Ни для кого, включая одноклассников, учителя, а заодно и зрителя, это не секрет. Ни для кого — кроме них самих…
Самое смешное, однако, что в конечном итоге именно эти двое оказываются правы в своем непонимании — просто они ближе друг к другу, чем и одноклассники, и вся школьная общественность. И вот с такого, достаточно близкого расстояния, становится видно, чем на самом деле является этот пресловутый «комплекс роста». Чем же? Может быть, я кого-то и удивлю (а, скорее всего, нет), когда скажу, что это популярнейший в аниме «комплекс сестры» — только наоборот! Если герои аниме (опять же, в силу традиций) прямо-таки изводятся от любви к родному брату/сестре, то здесь, напротив, мы наблюдаем вполне жизненную ситуацию, когда к совершенно неродной девушке относятся, как к сестре, или того хуже — как к товарищу. Вообще-то привыкание к одноклассницам — вполне реальная проблема, и очень может быть, что ежегодная перетасовка учеников в японских школах в какой-то мере является мерой борьбы с ней… Разница в росте просто еще больше подчеркивает этот стереотип, и в результате мальчик дружит с девочкой, как с другим мальчиком.
Кстати, это чувство, несмотря на все яойные провокации, может быть ничуть не слабее, чем любовь — ведь дружба между мужчинами есть такой же феномен, как и любовь между мужчиной и женщиной, и у него тоже есть биологическое обоснование — самцы вида homo sapiens, в отличие от самок, добывают пищу коллективно, а это требует известной спаянности, основанием которой и служат личные чувства друг к другу. Т. о. чувства-то есть, и даже достаточно сильные, только вот повернуты они как-то не так… Как-то уж слишком по-родственному ведут себя герои, клича друг друга «сестренкой» и «братишкой»! Такие простые отношения — привычка, от которой трудно избавиться. С другой стороны, такая дружба — настоящее сокровище! И вот, вдруг, по непонятным причинам, надо отказаться от него во имя чего-то непонятного, зыбкого и даже пугающего. Зачем?! Кому это нужно (ну, кроме приятелей Рисы, конечно)!? И как же не хочется ради этого покидать уютный мирок детства... Ведь там можно спокойно ладить друг с другом, не выходя за рамки обычных беззаботных забот, главная из которых — найти с кем и во что поиграть (на выбор: компьютерные игры, баскетбол, караоке, комический дуэт…). Чего же еще надо?! Да вот — надо; и не приятелям, а им самим. Потому что, в силу возраста, у них просыпаются и другие желания… достаточно странные, с точки зрения здравомыслящего ребенка. В результате мы видим нашего героя, Ацуси Отани, недоумённым и заторможенным, а экспансивная Риса мечется в страхах и сомнениях…
Отступать некуда — надо вместе преодолевать этот «порог взросления», обернувшийся целым горным хребтом с крутейшим перевалом. Рисе, как девушке, это перевал вроде бы должен покориться проще — как-никак, а стереотипа дружбы у нее не было изначально (вон она так быстро влюбилась!) Однако кто сказал, что она уже настоящая девушка, а не сорванец с ободранной коленкой? А некоторые (не будем показывать пальцем на докучливого друга из далекого прошлого — Харуку!) еще и тянут назад, в безоблачное детство, где девочка Риса для этого хныкалки спаситель и защита. Так что ее женская сущность пока не слишком-то видна даже ей самой... о чем она не устает горестно сетовать.
Правда, и мужество «героя-любовника» не слишком-то бросается в глаза, замаскированное сестричкиными заколками для волос — ну, правда, ведь он та-акой ми-илый! Не всякий разглядит за этим плюшевым очарованием настоящий мужской характер — и, в укор героине, первым это сделала совсем не она, а милейшая самозванная барышня Сэйко, напрочь шокировав бедную Рису. И то — глядя сверху вниз, много ли увидишь! Но мы попробуем — потому что как раз личность Ацуси Отани, как и положено в историях для девушек, является тем, на чем балансирует сюжет: точкой опоры, на которой свет клином сошелся; светом в конце тоннеля, сосудом Данаид для всех усилий героини, белым пятном на ее карте будней, а также стопроцентным «черным ящиком» (и по совместительству шкатулкой Пандоры!) этого сюжета. То есть — обычным мальчишкой шестнадцати лет от роду. Осталось только поставить себя на его место — теплое такое местечко прямо у подножия вулкана по имени «Риса Коидзуми». Там нас сначала обожжёт расплавленной мангой… э-э, то есть, простите, лавой её внезапной любви, по макушку засыплет пеплом ее же скороспелых надежд, пару раз ударит раскаленными булыжниками ее обид и, в конце концов, зальет ливнем горючих слёз. Причем все это — совершенно внезапно, и в непредсказуемой последовательности.
Другой бы сбежал — но Отани терпелив, как и положено жителю этих ненадежных островов, и стойко сносит стихийные бедствия и причуды погоды, не теряя оптимизма. Пусть он не понимает, что происходит — но не менять же из-за этого своих отношений с тем, кто ему дорог! Это ведь как-то даже не по-мужски… Вот вам и повод для всех зрительниц посетовать на то, какие все парни тупые и непонятливые! А ларчик просто открывался — достаточно лишь понять его отношение к Рисе. Отношение близкое, почти родственное, кое он, по наивности, таковым и считает. То есть, она для него все равно, что родная сестра! А теперь представьте, что эта самая сестрёнка, которую вы вроде бы знаете, как облупленную, вдруг на полном серьёзе начинает признаваться вам в любви… Какая тут может быть первая реакция? Правильно — шок! То есть, отсутствие реакции по причине подвисания процессора. И пока по этому «процессору» хорошенько не стукнуть, процесс не пойдет.
Впрочем, он и так идет через пень-колоду, периодически заходя в тупик и требуя очередной встряски. Все эти попытки взаимопонимания двух не обременённых опытом (да что греха таить — и интеллектом!) созданий походят на поиск друг друга вслепую на громадном тёмном чердаке, набитым всяческим барахлом — старыми и новыми обидами, воспоминаниями, сомнениями, недоумениями, которые превращают кратчайший путь от сердца к сердцу в настоящий лабиринт… Нам предстоит пройти это лабиринт вместе с героями, заглядывая за повороты сюжета, заходя в тупиковые ситуации, увязая в ловушках недомолвок, пытаясь вернуться назад и вместо этого оказываясь все дальше… Н-да, мрачноватое сравнение для человеческих взаимоотношений, учитывая, что в лабиринте можно повстречаться еще и с Минотавром себялюбия и ревности… Однако недаром ведь это занятие считается одним из самых увлекательных аттракционов! Только, в отличие от аттракциона, здесь от того, куда ты повернешь, зависит и то, в кого ты превратишься, пройдя путь до конца — или же так и оставшись блуждать в потёмках очередным Минотавром…
Пожалуй, это и есть главная тема всей истории — нахождение пути друг к другу не путем преодоления каких-то внешних препятствий (самое ходовое из которых, конечно же, навязшая в зубах мелодраматическая разлука, бессмысленная и беспощадная!), а изменения самих себя. А если взглянуть на это с другой точки зрения, то, может быть, главное как раз изменить себя? Ну, ведь сам себя человек изменить не может — это то же самое, что самого себя за шиворот вытянуть из болота. Поэтому, фигурально выражаясь, наши герои в фильме тем и занимаются, что вытаскивают друг друга из болота (особенно наглядно это, конечно, видно на примере доблестной Рисы Коидзуми!); а иногда, по незнанию, и топят! Из этого постепенно и складываются то, что можно назвать личными отношениями. И почти в каждой серии нам честно показывают какую-то новую грань этих отношений, новую ситуацию, которая, конечно же, приводит к новому столкновению характеров, которые, оказывается, уже не те, что были только вот недавно, в прошлой серии! А всё потому, что эти столкновения каждый раз хоть немного, хоть на чуть-чуть, но меняют характеры героев — и эти изменения, умножающие число граней в их отношениях, умножают и возможность задеть друг друга этими гранями — и вызывают новые конфликты, новые столкновения... А если учесть, что сталкиваются не какие-то абстрактные «физические тела», а живые люди, то им, естественно, бывает и больно. А душевная боль — эта такая штука, которую просто так не залечишь, она будет ныть до тех пор, пока не изменит эту самую душу — или сломит ее, превратив человека в равнодушный автомат. И опять вылезает этот самый Достоевский со своей очередной сентенцией, что, мол, только страданиями душа совершенствуется. Нет, ну вот же достал! Но, однако, здесь именно так и получается: сталкиваясь и причиняя друг другу боль, эти характеры меняют друг друга, словно настраиваясь в унисон на какую-то одну, только им ведомую волну (что наглядно иллюстрируется в конце вступления!). «Столкновение» и «становление» становятся здесь практически синонимами…
Весь сериал построен вокруг таких вот ключевых, кульминационных моментов-столкновений, открывающих новые пути развития сюжета — особенно показателен в этом смысле момент с прозрением Отани. С восторгом я увидел, как, донеся свои чувства до любимого и вроде бы облегчив душу, девушка вдруг с ужасом понимает, что совершенно не представляет, что дальше будет, и что ей, собственно говоря, делать! Изрядный контраст с обычной школьной опереттой, где такое признание главной героини/героя автоматически означает счастливый финал. Тут же до финала — как пешком до Луны… Ракетных ускорителей для обновления характера еще не придумали, и всё идет по старинке — по шажку, по вершку. Движение почти незаметное, но неудержимое, словно стронувшийся с места подтаявший пласт снега, начинающий путь с миллиметров, а в итоге кончающий снежной лавиной, сметающей все на пути. Так и здесь — изменения в душе могут быть самыми незаметными, мельчайшими — желание помочь; сочувствие к тому, кто в схожей с тобой ситуации; благодарность за поддержку; удивление от продемонстрированной вдруг невзначай настоящей силы — как физической, так и силы характера… В общем, весь джентльменский (хотя здесь его надо бы окрестить скорее дамским!) набор трёх чувств, из которых в любом «сёдзё» строится любовь — восхищение, благодарность, жалость. Плюс, для затравки, немного бодрящей ревности…
Однако впечатления могут быть и ярко-драматическими — когда Отани вдруг видит, какое огромное влияние он оказывает на жизнь другого, вроде бы постороннего человека — и слёзы, проливаемые по медвежьему карри, горячей волной омывают и его сердце, заставляя его сжиматься от непрошеного чувства вины… Откуда оно взялось, в чём эта вина, ему предстоит еще разбираться и разбираться. Походит на то, что Риса, сама того не подозревая, каким-то приёмом любовного джиу-джитсу пребольно поймала его за самые чувствительные и уязвимые места характера — доброту, отзывчивость, искренность и честность, а так же чисто мужское чувство ответственности за все происходящее (ведь недаром он, невзирая на рост, стал капитаном баскетбольной команды!). Именно эти черты характера сначала и поразили её в самое сердце — так что, согласно женской логике, если ты такой хороший, то сам виноват! Как это ни смешно, но чем-то это напомнило мне те самые компьютерные симуляторы отношений, играть в которые Риса такая мастерица. И навык ее не подвел — выбрав жертву, она вцепилась в нее хваткой матерого игрока! Вот только мотивом для такого спортивного настроя (типичного, скорее, для мальчишеских историй) послужило не желание победить и даже не чувство собственника («Ах, какой хорошенький мальчик! Надо его прибрать к рукам…»), а простое — и в то же время самое труднообъяснимое — желание просто быть с ним вместе. Всегда. Таким образом, выходит, что эта история, по жанру обозначенная, как «сёдзё», оказывается, действительно, не «про любовь», а о любви.
Не удивляйтесь — как ни странно, встречается не так уж много произведений этого жанра, в которых показана действительно любовь. Тогда что же там показывается? — спросите вы. В ответ могу только пожать плечами — а черт его знает, как это называется, когда героиня в течении бесконечных томов/серий выбирает себе партнёра, словно бычка на ярмарке… И мы понимаем, что, даже выбрав, он все равно изначально не был и не будет для нее единственным, а ведь в этой единственности — самая суть того, что мы зовем любовью! Причем суть даже не психологическая, а биологическая и эволюционная — ведь и животные способны на прочную привязанность, необъяснимую с рациональной точки зрения; у людей же это чувство просто развилось до высшей степени — ну, так же, как речь.
Чтобы не быть голословным, приведу фабулу одной достаточно популярной девичьей истории: итак, героиня попадает в школу для «крутых» (обратите внимание, «крутость» здесь и далее обозначает только одно — богатство!), и первым же делом влюбляется в самого «крутого» из всех. Все бы хорошо, но самый крутой вдруг уезжает за границу… Что делать? Грустить, тосковать? Ну, уж нет! И девушка влюбляется во второго по крутости парня! Но тут, откуда ни возьмись, из-за границы возвращается первый, и снова становиться самым крутым… Беда: чувства к нему вдруг оживают с новой силой, и девушка начинает метаться меж двух бисёненов, как между двух охапок сена! В течении этих метаний идёт выбор по более тонким градациям «крутости», как то: щедрость, заботливость, верность (да-да, вы не ослышались!) и прочие нужные для идеального партнера качества… Тем, кому интересно, могут перейти сюда и насладиться историей в полном объёме. А мы вернемся к нашей простой и незатейливой Рисе Коидзуми, которая никого не выбирала, а — хоп! — оказалась перед свершившимся фактом. Влюбилась! Влюбилась совершенно не в того, в кого надо! И ни извести это чувство, ни поменять на другое (ну, дружбу там, приятельство) не выходит… Ну, вот теперь — верю. Так вот неожиданно и несуразно все и происходит, а посему интерес к происходящему становиться личным: «Ну, ну, и как там у них получиться — так же, как у меня, или получше (похуже)?»
Что еще хочется отметить — кроме всего прочего показаны и типичные ошибки в отношениях между вроде бы уже и близкими, но на проверку еще страшно далёкими людьми: успокоенная и счастливая Коидзуми, зная вспыльчивый нрав своего избранника, вдруг ни с того ни с сего подает тому нешуточный повод для ревности! Никто же ей не объяснял, что на этом пути, как при восхождении на отвесную скалу, нельзя расслабляться не только в начале, но и в середине, и почти добравшись до вершины! Даже верная подруга только руками развела: поди уследи за этой рыжей! Типично? Вполне! И супружеские пары, бывает, расстаются по меньшим поводам… Но как же ей было догадаться о том, что думает, что чувствует человек, который ей дорог? Практически весь фильм, от начала и до конца, посвящен решению именно этой проблемы, по сравнению с которой проблема роста сходит на нет, оставаясь где-то в далеком детстве.
Действительно, если вспомнить, то ближе к финалу герои почти о ней и не вспоминают… Гораздо важнее то, что простецкий парень, твой одноклассник, о котором ты вроде бы все знала, оказывается вдруг самой большой загадкой. И решать её, кроме тебя, некому… Следя за перипетиями сюжета, начинаешь понимать, что это ведь и в самом деле так – из века в век загадка по имени «человек» остается неразгаданной! Каково это, ни с того ни с сего, на шестнадцатом году жизни вдруг попытаться думать за него, чувствовать за него — конце концов, жить за него! Да с этим целый институт психологов не справится! А Рисе приходится справляться одной — потому что надо, потому что без этого человека… Ну, понятно. Вот, наверное, чем на самом деле так тяжела пресловутая «женская доля» — всегда, при любых обстоятельствах приходиться переживать за двоих. На что я, как истинный мужчина, могу лишь пожать плечами и заявить лицемерно-сочувственным тоном: «Что поделать, так природой заповедано…»
…Пожалуй, пора дать поправку на все вышесказанное, а то читатель, впечатленный моим пафосом, решит, что это какая-то психологическая драма, а не комедийный сериал, состоящий, как принято, из штампованных по извечному канону сюжетных блоков. Однако главное в этом фильме как раз не наличие штампов, а то чувство, которое их наполняет. Блочный дом тоже можно построить с любовью, и он будет давать тепло и уют — в этом-то и прелесть японского аниме, что стандартная форма иногда служит не прибежищем для холодных ремесленников, а опорой для добросовестных работяг — может быть, и не слишком талантливых, но знающих свое дело. А главное, вкладывающих в него душу!
Краткое содержание:
Риса Койдзуми и Ацуси Отани учатся в одном классе, любят одного певца, выбирают одинаковые коктейли и предпочитают одни и те же аттракционы. У них похожее чувство юмора. Все их друзья уверены, что они – идеальная пара.
Есть только одно «но»: разница в росте у них составляет 14 см. в пользу Рисы! Итак, возможен ли романтический союз «жирафы» и «недомерка»?..